Развитие предпринимательства на железнодорожном транспорте и в портовом хозяйстве Хасанского района Приморского края в конце ХХ – начале ХХI вв.

А.С. Ващук

Аннотация


Статья посвящена становлению и развитию предпринимательства на приграничной территории в конце ХХ – начале ХХ1 вв. Доказывается, что понять специфику этого процесса можно только в тесной взаимосвязи с рассмотрением места и роли территории в российской политической повестке. Показано, как Хасанский район со своими уникальными транзитными транспортными функциями оказался в центре российских и международных событий. На примере компании «Золотое звено» – первой в России частной компании на железнодорожном транспорте – выявлены особенности и трудности включения частного капитала в транспортные международные связи. В статье также анализируются аспекты возникновения портового бизнеса и особенности отношений его с государством, выявлены параллели поворота России на Восток и прихода крупных российских компаний в приграничье. Сделан вывод о начальном этапе формирования новой миссии приграничной территории в ХХI в.

Ключевые слова


Россия; Дальний Восток; Хасанский район; Приморский край; приграничье; предпринимательство; портовый бизнес; международные транспортные коридоры

Полный текст:

PDF

Литература


Бардаль А.Б. Транспортные взаимодействия России и Китая: Дальний Восток // ЭКО. 2014. № 6. С. 66–80.

Ващук А.С. Международный транспортный коридор «Приморье-2»: идеи, проекты, реалии в русле «тихоокеанского разворота» // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык: международный информационно-аналитический журнал. 2016. Сентябрь. № 3 (10). URL: http://ce.if-mstuca.ru (дата обращения: 10.04.2017).

Закон РСФСР. Статья 416 «О собственности в РСФСР» // Ведомости РСФСР. 1990. № 30. URL: http://ведомости.рсфср-рф.рф/1990/30/#416 (дата обращения: 10.04.2017).

ГАПК. П-68. Оп. 117. Д. 323. Л. 76–66; Д. 794. Л. 23, 24, 27.

ГАПК. Ф. 1760. Оп. 2. Д. 52. Л. 20–25 об., 342. Л. 50.

ГАПК. Ф.р-1760. Оп. 2. Д. 341. Л. 119.

ГАПК. Ф.р-1760. Оп.1. Д. 146. Л. 1–98; Д. 168. Л. 1–97.

ГАПК. Ф.р-26. Оп. 37. Д. 1334. Л. 44–46;

ГАПК. Ф.р-85. Оп. 9. Д.32. Л. 41; Д. 32. Л. 9, 40.

Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год (в ред. Постановлений ВС РФ от 25.12.1992 № 4239-1, от 01.07.1993 № 5310-1) (с изм., внесенными Постановлением ВС РФ от 28.04.1993 № 4881-1)/ URL: http://nationalization.ru/Library/laws/11.06.1992_rOCnPOrPAMMA%20nPuBATUZACuu_HA%201992r.pdf (дата обращения: 02.02.2017).

ДВЖД предложила для экспорта леса в Китай использовать возможности пограничного перехода Махалино – Хуньчунь. 2013. URL: http://www.rzd-partner.ru/news/zheleznodorozhnye-gruzoperevozki/dvzhd-predlozhila-dlia-ieksporta-lesa-v-kitai-ispol%27zovat%27-vozmozhnosti-pogranichnogo-perekhoda-makh/ (дата обращения: 09.04.2014).

Китайцы хотят взять в аренду дальневосточный порт Зарубино // Золотой Рог. 2003. 19 марта. URL: http://www.rzd-partner.ru/press/261809/ (дата обращения: 12.02.2016).

Клименко О. Первая в России частная железная дорога прекратила свое существование. ZRPRESS.Ru: Деловое интернет издание Дальнего Востока. URL: http://www.zrpress.ru/business/primorje_23.08.2011_46303_pervaja-v-rossii-chastnaja-zheleznaja-doroga-prekratila-svoe-suschestvovanie.html (дата обращения: 12.01.2017).

Коренева К.В. Очень «тонкое» дело: факторы развития предпринимательства на приграничных территориях // Российское предпринимательство. 2007. № 10 (1). С. 58–62. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/faktory-razvitiya-predprinimatelstva-na-prigranichnyh-territoriyah (дата обращения: 12.03.2017).

Кочеганова И.А. К вопросу о дерегулировании рынка стивидорных услуг в России // Проблемы современной экономики, Евразийский международный научно-аналитический журнал. 2013. № 2 (46). С. 92–95. URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=4531 (дата обращения: 11.02.2017).

Ларин В.Л. Векторы желаемого и пределы возможного: Некоторые замечания к разработке стратегии России в АТР в первой половине XX в. // Тихоокеанская Россия в системе международных отношений и обеспечения безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе: опыт последних лет и грядущие перспективы. Владивосток: ИИАЭ ДВО РАН, 2012. С. 13–36.

Моисеева Л.А., Ващук А.С. История предпринимательства на Дальнем Востоке России в конце ХХ – начале ХХI в. Владивосток: Дальнаука, 2006. 345 с.

ООО «Беркут-2». URL: http://www.rusprofile.ru/id/10129134 (дата обращения: 20.02.2017).

Парфенов Ю.В. Совершенствование системы государственного управления морскими портами: на примере создания и развития вертикально интегрированной компании ФГУП «Росморпорт»: дис. …канд. эконом. наук. М., 2006. 147 с.

Постановление Администрации Приморского края от 07.12.2012 № 382-па «Об утверждении Государственной Программы Приморского края «Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края на 2013–2017 годы». URL: http://docs.cntd.ru/document/494218965 (дата обращения: 10.12.2015).

Постановление Правительства РФ от 25.09.2002 № 705 (ред. от 21.06.2014) «О совершенствовании системы государственного управления морскими портами». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_38871/ (дата обращения: 10.12.2017).

Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2001 г. № 848 «О федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)» (с изменениями и дополнениями). URL: http://base.garant.ru/1587083/1/#ixzz3X8qJLnOd (дата обращения: 12.04.2015).

Постановление РФ от 9 августа 2016 г. № 757 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» // Правительство РФ. URL: http://government.ru/media/files/yhUpydP2kAqy3ApZ17bpuMYSry9ZEzBX.pdf (дата обращения: 12.03.2017).

Приватизация государственных и муниципальных предприятий в России: сб. документов. Вып. 4. М., 1994. С. 39–120.

Проект «Программы социально-экономического развития Приморского края на 2013–2017 годы». URL: http://primorsky.ru/authorities/executive-agencies/departments/economics/program-of-socio-economic-development-of-the-primorsky-territory-for-5-years-2013-2017.php (дата обращения: 10.02.2016).

Распоряжение от 4 декабря 1992 г. № 2267-р «Об открытии порта Посьет для международного морского грузового и пассажирского сообщения» // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=239382#0 (дата обращения: 12.02.2017).

Распоряжение от 5 июля 1994 г. N 1041-р Сборник законов. Законодательство РФ. Правовой портал. URL: http://sbornik-zakonov.ru/230142.html (дата обращения: 02.02.2017).

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 г. № 2193-р об утверждении Концепции развития приграничных территорий субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_188419/ (дата обращения: 12.02.2017).

РБК. URL: http://www.rbc.ru/economics/29/10/2013/570411f99a794761c0ce32b9 (дата обращения: 10.03.2017).

Сеть деловых коммуникаций. URL: https://sbis.ru/contragents/2540078887/253101001 (дата обращения: 12.12.2016); Стивидорная компания ООО «Морской порт в бухте Троицы». URL: http://seaport-troitsa.ru/index.php/ru/ (дата обращения: 12.12.2016).

Сомов С. Магомедовы «в Сумме», или кто «выводит» миллиарды из бюджета РФ? // The Moscow Post. Городской портал. URL: http://gorodskoyportal.ru/news/russia/7464033/http (дата обращения: 12.03.2017).

Социально-экономическое положение муниципальных образований: стат. сб. Владивосток: Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган службы государственной статистики по Приморскому краю (ФСГС ТОСГС по Приморскому краю). 2013. С. 9, 12.

Сошко И.А. Специфика исследований российского предпринимательства на рубеже XX–XXI веков // Вестник Чувашского университета. 2015. № 2. С. 112–118.

Указ Президента РФ от 01.07.1992 N 721 (ред. от 31.12.1992) «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» (вместе с «Положением о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа») // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_587/ (дата обращения: 12.02.2017).

Устав ОАО «Владивостокский морской торговый порт» // ГАПК Ф.р-1760. Оп. 1. Д. 31. Л. 37–45.

ФГУП «Росморпорт»: История создания и развития морского порта Посьет. URL: http://www.rosmorport.ru/vlf_seaports.html (дата обращения: 12.02.2017).

Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года»: проект. 21.05.2014. URL: www.minvostokrazvitia.ru/upload/iblock/75a/DVBR2025.pdf (дата обращения: 10.03.2016).

Фисенко А.И., Кулешова Е.А., Моисеева М.Л. Морские порты Дальнего Востока: изменение экономических интересов и отношений собственности // Транспортное дело России. 2016. № 3. С.100–02. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/faktory-razvitiya-predprinimatelstva-na-prigranichnyh-territoriyah (дата обращения: 12.03.2017).

Холоша М.В. Возможности развития международного транспортного пространства Северо-Востока Азии с участием Приморского края // Проблемы транспорта Дальнего Востока. Пленарные доклады юбилейной десятой международной научно-практической конференции, посвященной 200-летию адмирала Г.И. Невельского. 2–4 октября 2013 г. Владивосток: ДВО Российской Академии транспорта, 2013. 88 с.

Холоша М.В. МТК в Приморье требуют многостороннего международного сотрудничества. URL: http://primamedia.ru/news/society/22.06.2015/445227/mtk-v-primore-trebuyut-mnogostoronnego-mezhdunarodnogo-sotrudnichestva-mihail-ho.html (дата обращения: 10.02.2016).

Vaschuk A.S. and Konyakhina A.P. The Modernization of Khasanskii Raionin the Russian Far East: Potential, Problems, and Perspectives // Asian Perspecnive. 2016. Vol. 40, N 3. Р. 435–454.


Ссылки

  • Ссылки не определены.