ЧЕМАЛ КАК ЦЕНТР ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ

Н.А. Тадина

Аннотация


На юге Западной Сибири разрабатывается перспективная программа «Большой Алтай». Понятие «Большой Алтай» охватывает уникальные для туризма регионы – Горный Алтай (в административном отношении Республика Алтай) и пограничные с ним Рудный Алтай (Алтайский край), Саяно-Алтай (Республика Хакасия и Республика Тыва), Гобийский Алтай и Монгольский Алтай (Монголия). На основе собранных сведений освещено развитие этноконфессионального туризма в Республике Алтай. В современных условиях глобализации происходит унификация и коммерциализация этнической культуры алтайцев – титульного этноса республики, русских  – этнического большинства региона, казахов как местной крупной диаспоры.

В изменяющихся условиях развития российского общества появляется убеждение, что посредством этнического туризма происходит возврат к старинным национальным традициям. Для специалистов и вовлекаемого в туристское обслуживание местного населения это источник занятости, активный фактор регионального развития. Для гостей этноконфессиональный туризм выступает притягательной сферой общения, способом «прямого вхождения» в неизвестную и малоизвестную культуру. Региональный туризм имеет 100-летнюю историю развития, о чем свидетельствуют архивные материалы собирателя начала прошлого века А.В. Анохина, хранящиеся в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) в Санкт-Петербурге.

В XIX веке в селе Чемал был основан стан Алтайской духовной миссии, что определяет здесь становление центра современного этноконфессионального туризма. В 2000 г. был восстановлен храм Иоанна Богослова на скале Патмос у реки Катунь, ставший православной святыней, привлекающей туристов. Остров Патмос связан с именем двух отцов Макариев, в разное время служивших в Чемальском стане. Местные жители называли остров Макарьевским, так как здесь первым служителем  был о. Макарий (Глухарев), основатель стана, затем о. Макарий (Невский) в 1916 г. История села Чемал определила восстановление православных святынь, превратив данное село в центр этноконфессионального туризма в Республике Алтай.


Ключевые слова


Алтай; республика; туризм; Чемал; Патмос; исследование

Полный текст:

PDF

Литература


ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ: Тадина Н.А. Чемал как центр этноконфессионального туризма в Республике Алтай // Региональные проблемы. 2023. Т. 26, № 4. С. 85–89. DOI: 10.31433/2618-9593-2023-26-4-85-89.

Архив Музея антропологии и этнографии РАН. Ф. 11. Оп. 1. № 81.

Крейдун Ю.А. Чемальский миссионерский стан // Макарьевские чтения: сб. науч. ст. шестой

междунар. конф. / отв. ред. В.Г. Бабин. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2008. С. 28–37.

Кыдыева В.Я. Чемал – лечебница, зона отдыха и туризма в XX в. // Г.Н. Потанин и народы Алтае-Саянского горного региона: через поколения в будущее: сб. науч. ст. / редкол. Ю.В. Антарадонов, Н.В. Екеев. Горно-Алтайск: Горно-Алт. тип., 2005. С. 246–258.

Святейший Патриарх Кирилл освятил поклонный крест на месте основания Алтайской духовной миссии // Русская православная церковь. 2023. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4226504.html (дата обращения: 21.08.2023).

Тадина Н.А. Памятный знак на месте оснований Алтайской духовной миссии // Макарьевские чтения: материалы междунар. конф. / отв. ред. А.П. Адлыкова. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2017. С. 261–264.

Тадина Н.А. Православная святыня «Патмос» как туристический брэнд Чемала // Макарьевские чтения: сб. науч. ст. шестой междунар. конф. / отв. ред. В.Г. Бабин. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2008. С. 19–24.

Тадина Н.А. Село Чемал как этнокультурный центр по архивным материалам Кунсткамеры Санкт-Петербурга // История и современность Чемальского района, посвященной 15-летию образования района: материалы науч.-практ. конф. / отв. ред. Е.П. Маточкин. Горно-Алтайск: Национальный музей Республики Алтай им. А.В. Анохина, 2008. С. 29–33.


Ссылки

  • Ссылки не определены.